Цветовая температура

Температура свечения светодиодных ламп

На многих лампах, предназначенных для освещения, производитель указывает такой параметр, как цветовая температура. Это ключевой фактор, на который стоит обратить внимания перед покупкой лампы. Цветовая температура указывает, какую длину волны испускает светоизлучающий элемент. В бытовых целей для градации спектра используют Кельвины (К).

Наш орган зрения способен воспринимать световое излучение в огромном диапазоне от 800К до 25000К. Наиболее оптимальный и комфортный диапазон для нас тот, который максимально приближен к дневному свету – 4500К-5200К.

Цветовая температура светодиодов

В светодиоде свет излучает специальное люминофорное покрытие. Традиционно все светодиодные источники освещения делят на три группы по спектру:

  • Теплый белый (до 3500К);
  • нейтральный белый (3500К – 5200К);
  • холодный белый (выше 5200К).

Условно мы имеем следующую таблицу цветовой температуры светодиодных ламп:

Что такое цветовая температура светодиодных ламп

С точки зрения физики световая температура это спектр, излучаемый нагретым телом относительно абсолютно чёрного тела. Что значит цветовая температура лампы? Это цвет свечения тела, раскалённого до соответствующей температуры.

Соответственно, цвет светодиодных ламп имеет три градации – жёлтый (до 3200К), белый (4000-5500К) и бело-голубой (выше 5500К). Чем выше температура, тем короче длинна волны излучаемого светового луча.

Существуют источники с цветом выше 9000К, но для освещения их использовать невозможно. Мы видим предметы благодаря тому, что от их поверхности отражается свет. При повышении цветовой температуры длина волны уменьшается, чем она меньше тем «хуже» свет отражается от окружающих объектов.

Если в мощный фонарь поставить светодиод на 18000К, то сторонний наблюдатель сможет заметить его за несколько километров, а вот под ногами он создаст пятно лишь в десятки сантиметров.

Индекс цветопередачи и цветовая температура

Индекс цветопередачи характеризует возможность воспринимать градации цвета. Когда температура света светодиодных ламп ниже 3200К цветовое восприятие существенно уменьшается. Попробуйте при свете свечи вытащить из коробки цветных карандашей зелёный или коричневый цвет. Поверьте, задача окажется не из лёгких.

Индекс цветопередачи очень чётко регламентируется для автомобильных светодиодных ламп, ведь при плохой цветопередаче может возникнуть ситуация, когда водитель не сможет различить полотно дороги и обочину.

Цветовая температура и качество освещения

Казалось бы для чего нужны светодиоды теплого и холодного цветов, если они не способны обеспечить нормальные условия восприятия.

Одной из основных областей применения светодиодов с низкой цветовой температурой (2400К-3000К) — освещение в «зашумленной» оптической среде. Проще говоря, освещение в условиях плохой видимости.

Обратите внимание

Возьмём автомобильную фору. При сильном тумане белый свет из-за малой длины волны отражается от водяной пыли, что существенно ограничивает дальность видимости. У желтого света длинна волны в несколько раз больше, она не отражается от мелких предметов, а огибает их. Поэтому противотуманные фары в автомобилях делают жёлтого цвета.

В то же время короткие волны распространяются без затухания дальше. В качестве аналогии рассмотрим радиоволны и жесткое коротковолновое рентгеновское излучение. Радиоволну блокирует даже тонкий лист металла, а для защиты от рентгена используют толстый свинец. Холодный белый свет используют в системах дальнего оповещения, прожекторах, сигнальных и поисковых фонарях.

Выбираем светодиодные лампы для дома

При выборе цветовой температуры надо изначально определиться, для каких целей будет использоваться светодиодное освещение.

Как показали исследования, спектр излучения лампы важен не только для субъективного восприятия. При освещении рабочих мест лампами с температурой 2000К-3000К способность обрабатывать информацию снижается почти на четверть. Видимо, это связано с тем, что подсознательно мозг ассоциирует такое освещение с закатом или рассветом.

В то же время холодный белый свет оказывает более тонизирующее воздействие на мозг. Еще одна особенность «холодных» светодиодов – высокая дальность видимости, благодаря этому такой тип источников света широко используют в прожекторах и поисковых фонарях.

Цветовая температура светодиодных ламп для дома выбирается исходя из назначения помещений.

Как показывают многочисленные исследования, наиболее оптимальное освещение в квартире можно достичь лишь при использовании нескольких светодиодных источников света с разной цветовой температурой.

Теплый белый свет (2700-3200К)

Теплый свет предпочтителен для рекреационных зон, то есть мест, предназначенных для отдыха. Такие лампы устанавливают в спальнях, гостиных. В гостиной лучше комбинировать нейтральный и тёплый свет.

При недостаточном естественном освещении включаем нейтральный или оба, а в вечернее время либо при просмотре телепередач – тёплый. Для спальни однозначно стоит остановиться на лампах тёплого света.

Нейтральный белый свет (3200-4500К)

Такие лампы предпочтительнее использовать в помещениях, которые предназначены для зрительной работы. Этот спектр излучения не утомляет глаза и обеспечивает наилучшее цветовосприятие.

Холодный белый свет (более 4500К)

Как уже говорилось, холодный белый свет оказывает стимулирующее влияние на наш мозг. В бытовых условиях его используют в ситуациях, где желательна периодическая концентрация внимания, например смотровые кабинеты, операционные. Светодиодные лампы с холодным белым светом, размещённые в ванной комнате, помогу утром быстрее войти в рабочий тонус.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: /SvetodiodInfo.ru/texnicheskie-momenty/cvetovaya-temperatura-svetodiodnyx-lamp-tablica.html

Цветовая температура свечения светодиодных ламп

Одной из важных характеристик любого источника искусственного света является цветовая температура (Тс).

Говоря простым языком, этот параметр показывает, каким является световой оттенок – теплым и желтоватым, нейтрально белым или голубовато-холодным.

Цвет свечения светодиодных ламп, в отличие от ламп других типов, может находиться в гораздо более широком диапазоне значений. Именно поэтому в лампочках на основе светодиодов параметру Tс уделяют особое значение.

Единица измерения

С точки зрения физики, цветовая температура (Tс) характеризует интенсивность излучения источника света в рабочем спектре частот и функционально зависит от длины волны.

Она влияет на цветовое восприятие человеческим глазом освещаемых предметов. Измеряют её в градусах Кельвина (°K).

В некоторых случаях, как более удобная величина, используется значение в миредах (M).

Миред, или обратный микроградус, равен одному миллиону, деленному на величину Тс в кельвинах.

Температура светового оттенка светодиодов, используемых в светильниках общего и дополнительного освещения, задаётся с помощью слоя люминофора. Способ нанесения люминофора, химический состав и толщина его слоя являются определяющими факторами для будущих цветовых и яркостных характеристик светодиодной лампы.

Сп 52.13330.2011

Цвет любого физического тела определяется его спектральным составом и характером освещения, которое воздействует на него. Это означает, что при освещении одного и того же предмета светодиодными лампами с различной цветовой температурой, этот предмет будет иметь разные оттенки. С целью задания определённых норм был разработан Сп 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение».

Сп 52.13330.2011 – это актуализированная редакция СНиП 23-05-95, действующего на территории России до 20 мая 2011 года.

Сп 52.13330.2011 устанавливает нормы для всех видов освещения, применяемого в зданиях и сооружениях, на производстве и в открытых зонах. Касательно цветности света, в документе предусмотрено использование искусственных источников, температура цвета которых не должна выходить за рамки 2400-6800°K.

Помимо ряда норм и правил, в Сп 52.13330.2011 представлены рекомендации по освещению различных типов помещений. Например, в жилых помещениях рекомендуется использовать создающие атмосферу уюта желтовато теплый световые температуры, а в рабочих помещениях – более холодные, способствующие рабочей атмосфере.

Важность и подбор правильного светового оттенка

Научно доказано, что оттенок света влияет на психологическое воздействие пространства и способен значительно изменить восприятие внешнего вида освещаемых предметов. И также доказано, что правильный выбор световой температуры может благоприятно повлиять на поведение человека.

Например, в ювелирном магазине хорошо подобранный оттенок подсветки витрины подчеркивает красоту товара и способствует продажам.
Цветовая температура светодиодных ламп напрямую влияет на комфорт в освещаемом помещении.

По значению Tс все LED лампы принято делить на 3 группы:

  • тёплого свечения 2700–3500°K;
  • нейтрального свечения 3500–5300°K;
  • холодного свечения 5300–6800°K.

Светодиодные лампы тёплых тонов идеальны для дома и освещения жилых комнат, так как их свет наименее раздражителен для глаз. Тёплые тона придают предметам желтизны и создают атмосферу вечернего времени суток. Стоит отметить, что LED светильники тёплого свечения незаменимы для организации освещения в местах отдыха.

Нейтральный свет применяется в освещении производственных помещений и офисов. Светодиодные лампы с Tс=4000-4500°K способствуют повышению работоспособности, что доказано практическими исследованиями.

Важно

Дальнейшее увеличение цветовой температуры с переходом в область холодного приводит к резкой утомляемости и нервному перенапряжению.

В рамках квартиры светодиодным лампам нейтрального света также найдётся применение:

  • в качестве основного освещения ванной комнаты;
  • в настольных светильниках, предназначенных для подсветки рабочего места учащихся;
  • на кухне в месте приготовления пищи.

Светодиодные лампы с Tс более 5300°K можно устанавливать только в нежилых помещениях и на рабочих местах, где кратковременно требуется высокая концентрация внимания. Кроме этого их эффективно используют в аварийном освещении.

В заключение еще раз стоит отметить, что цветовая температура светодиодных ламп является важной характеристикой, для подбора которой существует множество таблиц. Но выбирать светодиодную лампу только по параметру светового оттенка однозначно не стоит. Правильный выбор возможен только с учетом всех технических особенностей.

Источник: /ledjournal.info/spravochnik/tsvetovaya-temperatura.html

Цветовая температура

Основными источниками света в природе являются нагретые тела. Для абсолютно черного тела спектр видимого излучения, который зависит от температуры нагрева, измеряемой в Кельвинах (К), называют термином цветовая температура (рис. 1).

Абсолютно черное тело — физически идеализированный объект, который поглощает все излучения, ничего не отражает, но при этом может испускать свое излучение.

Рис. 1 — Излучение абсолютно черного тела

Подобный эффект можно наблюдать при нагревании металла, который при различных температурах имеет разный цвет свечения. Вначале он будет темно-красным, затем красным, потом оранжевым, затем белым. Так кузнец может визуально довести нагрев определенного металла до необходимой температуры (рис. 2).

Рис. 2 — Свечение нагретого металла

На использовании этого свойства построен принцип работы электрической лампы накаливания: по тонкой вольфрамовой проволоке пропускается электрический ток, в результате чего она нагревается и испускает излучение в видимом спектре.

Причем цвет свечения может быть довольно точно оценен в зависимости от температуры нагрева: ~ 600 К — темно-красный оттенок, 1000 К — оранжевый, 2000 К — желтый. Излучение поверхности Солнца, обусловленное термоядерными реакциями, имеет температуру около 6500 К, что воспринимается нами уже как белое.

Звезда Вега имеет цветовую температуру от 8000 К до 1000 К и воспринимается как бело-синяя (рис. 3).

Рис.3 — Цветовая температура абсолютно черного тела

Так как для разных тел, в зависимости от химического состава и физических свойств, нагревание до заданной температуры дает несколько различный спектр излучения или вообще может отличаться (например, флюоресцентные лампы), то используют коррелированную цветовую температуру. Она соответствует цветовой температуре окраса абсолютно черного тела, аналогичного цвету рассматриваемого источника света. При этом состав излучения и физическая температура, как правило, различаются.

В фотографии как раз и подразумевают коррелированную цветовую температуру, что позволяет довольно точно описать цвет любого источника освещения.

Причины изменения цветовой температуры

Цветовая температура зависит от физических свойств и спектра излучения источника освещения: для ламп накаливания — от режима эксплуатации, конструкции, рабочего напряжения (табл. 1); для солнца — от географического положения, времени суток, состояния атмосферы (рис. 5).

Таблица 1. — Коррелированная цветовая температура некоторых естественных
и искусственных источников света (рис. 4)

Естественные источники света
1700 К Пламя зажженной спички 6000 К Свет от облачного неба
1900 К Пламя свечи 6500 К Свет от летнего северного неба
2000 К Свет закатного солнца 6770 К Рассеянный солнечный свет
3500 К Свет солнца за один час до заката 7100 К Легкая летняя тень
4000 К Лунный свет 7500 К Свет от северного неба
4300 К Свет солнца незадолго до заката 8000 К Полная летняя тень
4870 К Прямой солнечный свет 8000 К Свет от летнего безоблачного неба
5400 К Свет летнего полуденного солнца и выше
Искусственные источники света
2650 К 40-ваттная лампа накаливания 3250 К Кварцевая галогенная лампа
2850 К 100-ваттная лампа накаливания 4000 К Флюоресцентная лампа
2950 К 500-ваттная лампа накаливания 5500 К Фотографическая лампа-вспышка

Рис. 4 — Относительное спектральное распределение различных фаз дневного света
1 — свет от летнего безоблачного неба (8000 К); 2 — свет от облачного неба 6000 К; 3 — свет летнего полуденного солнца (5400 К); 4 — свет солнца за один час до заката (3500 К).

Читайте также:  Как выбрать таблетки для посудомоечной машины

Как видно из графика (рис. 4), наиболее равномерное распределение светового потока по спектру наблюдается при солнечном свете в полдень (кривая 3).

Свет от безоблачного неба смещен в синюю сторону спектра (кривая 1), а свет солнца за час до заката в красную сторону (кривая 4). Нарастание цветовой температуры приводит к смещению цветов к более холодным.

Это происходит из-за того, что более короткие длины волн несут более высокую энергию (рис. 5).

Рис. 5 — Распределение источников света на шкале цветовой температуры

Цветовая температура в фотографии

Зрение человека легко подстраивается под цвет источника освещения и потому белый листок бумаги выглядит нейтральным на солнце, под открытым небом либо при свете настольной лампы.

В фотоаппарате же адаптация цветов производиться установкой правильной цветовой температуры — настройкой баланса белого.

Широкая вариативность цветовой температуры различных источников света объясняет, почему кроме экспозиции, выдержки, диафрагмы и ISO необходимо настраивать и баланс белого для каждой конкретной сцены с определенными условиями освещения.

Итог

При увеличении физической температуры цветовая температура большинства источников освещения смещается от красной части спектра к синей.
Корреляционная цветовая температура источников освещения соответствует температуре абсолютно черного тела с аналогичным цветом излучения.

Цветовая температура искусственного источника изменяется в зависимости от физических и химических свойств; для природного — зависит от географической широты, облачности, прозрачности атмосферы, расположения солнца.

Для различных источников освещения в фотографии используется корреляционная цветовая температура, с помощью которой настраивается правильный баланс белого — воспроизведение естественных цветов, которые видит человеческий глаз при данном освещении.

Источник: /photohandle.com/cvetovaja-temperatura/

Цветовая температура светодиодных ламп: разбор примеров

Каждая лампочка имеет свое название и описание излучаемого освещения: «теплый», «холодный» свет или «дневной». Но не всегда достаточно просто знать наименование, чтобы определиться с выбором освещения – очень важно правильно определить предназначение этого самого света.

Цветовая температура светодиодных ламп

Ответим на вопрос, что такое цветовая температура светодиодных ламп и выясним, какие именно оттенки света лучше всего использовать в тех или иных случаях.

Что это такое?

Цветовая температура (ЦТ) – это тон источника света. По формуле Планка она определяется как температура абсолютно черного тела, излучающего свет сопоставимого с цветом источника излучения.

Температура цвета является характеристикой видимого света и имеет важные применения в освещении, фотографии, кинематографе, издательском деле, производстве, астрофизике, садоводстве и других областях.

На практике же она имеет смысл только для источников света, которые ближе всего соответствуют излучению черного тела, то есть на линии от красновато-оранжевого и желтого до белого и сине-белого цвета.

Температура света не является фактической температурой тела – горячая поверхность выделяет тепло, но при этом не является излучением абсолютно черного тела. То есть термин «температура» не имеет никакого отношения к тому, насколько горячая лампочка на ощупь.

Лампа накаливания

Цветовая температура ламп накаливания имеет примерно 2 700 К, при этом нить накала нагревается до этой же температуры, что относит этот вид освещения к электромагнитному тепловому излучению света.

Многие другие источники света, такие как флуоресцентные лампы или светодиоды, излучают свет преимущественно в результате процессов, отличных от теплового излучения.

То есть испускаемое излучение не следует за формой спектра черного тела.

Подобные источники освещения относят к коррелированным цветовым температурам – температура абсолютно черного тела, которое находится в раскаленном состоянии и обладает определенными свойствами.

Люминесцентные лампы

Цветовая температура люминесцентных ламп характеризуется сравнением с абсолютно черным телом. Изменение показателей меняет свойства составляющих цветового спектра. При пересечении определенной отметки по шкале Кельвина наблюдается повышение синего света и спад красного, при понижении температуры происходят противоположные изменения.

Светодиодная лампа

Цветовая температура светодиодов при свечении не использует тепловые источники нагрева – при излучении в 2 700 К они нагреваются максимум до 80º C.

Шкала цветовой температуры

Существует шкала цветовой температуры, которая выражается не в градусах, а в Кельвинах, и обозначается символом «K» – единица измерения для абсолютной температуры. Она подходит как для светодиодных ламп, так и для ламп другого типа.

Шкала цветовой температуры

Спектральный пик теплого цвета близок к инфракрасному, в то же время большинство естественных источников теплого цвета излучают значительное инфракрасное излучение. Тот факт, что теплое освещение в этом смысле фактически имеет более холодную цветовую температуру, может привести к путанице.

Индекс цветопередачи (CRI)

Индекс цветопередачи – мера способности источника света правильно отображать цвета различных объектов по сравнению с естественным источником света.

Источники света с высоким индексом цветопередачи желательны в критически важных для цвета ситуациях, таких как уход за новорожденными, фотография и кинематография.

Шкала измерения CRI обычно принимает 100 за идеальную цветопередачу, а если индекс меньше 39 – цветопередача плохая. Естественный источник тепла – Солнце – имеет CRI, равный 100.

Излучение Солнца приближено к абсолютно черному телу. Эффективная температура, которая определяется общей способностью излучения на единицу площади, составляет около 5 780 К. Цветовая температура солнечного света над атмосферой составляет около 5 900 K.

Поскольку люди видят Солнце через слой атмосферы, оно может показаться им красным, оранжевым, желтым или белым в зависимости от его положения.

Меняющийся цвет Солнца в течение дня в основном является следствием рассеяния света, но не имеет отношения к изменениям излучения абсолютно черного тела.

Совет

Синий цвет неба обусловлен рэлеевским рассеянием солнечного света, который стремится рассеивать синий свет больше, чем красный.

Спектр дневного света аналогичен спектру черного тела с коррелированной цветовой температурой 6 500 K или 5 500 K.

Во время восхода и захода Солнца свет имеет более теплую цветовую температуру из-за увеличения рассеяния света в низкой длине волны с помощью эффекта Тиндаля

Выбор цвета светодиодной подсветки

Какой свет выбрать: теплый или холодный? Предпочтение цветности свечения светодиодных ламп – дело субъективное. Географические и климатические факторы также могут сыграть роль в выборе оттенков света. Чаще всего те, кто живет в более холодных северных климатических условиях, предпочитают теплый свет, а жители южных мест – любители холодного света.

Таблица цветовой температуры светодиодного освещения, как можно увидеть, находится в пределах от 2 700K до 6 500K по шкале Кельвина и включает в себя теплый, холодный свет и дневной.

Свечение светодиодных ламп выше 5 000 К относят к холодному белому свету (голубовато-белый), а более низкие цветовые температуры – 2 700-3 000 К к теплому (от желтовато-белого до красного)

  • Теплый белый свет (warm white) находится в диапазоне от 2 700 K до 3 500 K. Он создает успокаивающий и расслабляющий свет, который отлично подходит для спален, гостиных, столовых или ресторанов.
  • Дневной свет (neutral white) колеблется от 5 000K–6 000K – четкий и ясный белый свет, который отлично подходит для гаражей, уличного освещения, офисов или магазинов.
  • Холодный белый свет (cool white) находится между 6 000K и 7 000K – подходит для повышения бдительности, хорош в коммерческих и промышленных помещениях.

Также могут еще выделять естественный белый свет, который варьируется от 3 500 K до 4 500 K. Чистый белый свет лучше остальных имитирует солнечный, что делает его пригодным для использования практически в любом месте. Подвалы, гаражи и другие темные места, которые имеют слабое освещение, являются хорошим местом для прохладных белых светодиодов.

Цвет свечения светодиодов для освещения нужно выбирать в зависимости от того, где именно вы собираетесь использовать лампу, и от ваших личных предпочтений.

Теплый свет хорошо применяем в различных жилых помещениях или в местах, где требуется расслабленная атмосфера.

Прохладные цвета хороши для современного стиля и в промышленных, коммерческих условиях; или же если вы просто хотите увеличить яркость.

Используя светодиодные источники света, можно подобрать любой белый цвет по шкале Кельвина. Светодиод продается как источник света «полного цветового спектра» или же «улучшенного спектрального освещения».

Источники света LED, лампы или светильники хорошего качества излучают длину волны света, что больше соответствует тому, что мы видим в естественном солнечном свете, где присутствует полный цветовой спектр.

Выбирая холодный или теплый свет, ориентируйтесь на то, что светодиодные изделия для интерьера предлагаются в диапазоне от теплого белого света и нейтрального до белого дневного.

Оттенки теплее (например, 2 700k) выделяют желтый свет, что может быть полезно для кожи, но не подойдет для коммерческих и промышленных помещений и освещения тканей, продуктов питания, где присутствуют насыщенные яркие цвета, такие как красный, оранжевый и пурпурный. Как правило, внешние помещения освещаются в белом диапазоне дневного света. Любой холодный свет дает синий оттенок, а также искажает восприятие цвета – он подойдет для мастерских, гаражей или наружного освещения.

  • Для освещения дома предлагают светодиодные лампы на 3 500 K, 4 000 K и 5 000 K.
  • Лампы для встраиваемых потолочных светильников предлагаются в 3 000 K, 4 000 K, 5 000 K.
  • Лампы для внешнего уличного освещения предлагаются на 5 200 K.

Лампы для внешнего уличного освещения предлагаются на 5 200 K

  • Освещать такие места как гаражи, подвалы и паркинги для машин предлагается с помощью ламп в 5 000 K и 5 700 K.

Освещать такие места как гаражи, подвалы, паркинги для машин предлагается с помощью ламп в 5 000 K и 5 700 K

Использование полноцветного источника света, такого как светодиодные лампы, улучшает остроту зрения (даже при более низком уровне освещенности), оказывает положительное влияние на внутренние биологические часы организма (циркадный ритм) и просто способствует эффективному освещению.

Источник: /LampaGid.ru/vidy/svetodiody/tsvetovaya-temperatura

Что такое цветовая температура простыми словами?

Начинающие фотографы на первых порах пути, особенно при самостоятельном изучении тонкостей фотографии, сталкиваются с десятками взаимосвязанных сложных терминов и понятий.

Как тут не запутаться в них? Если с диафрагмой и фокусировкой можно разобраться «методом проб и ошибок», то термины «баланс белого», «экспозиция» и «цветовая температура света» сложно понять путем тренировок.

Все эти понятия напрямую влияют на результат и очень важны для фотографа.

Что же такое цветовая температура окружающего нас света и как ее использовать в процессе создании фотографии? В Википедии есть сложное научное определение с графиками и схемами. Если говорить простым языком, то цветовая температура – это оттенок, который накладывает свет на все предметы вокруг себя.

Обратите внимание

Освещение бывает нейтральным, холодным и теплым, с первым все понятно – он практически не влияет на цветопередачу. Большинство студийных осветителей относятся именно к этой группе. Холодный свет дает вокруг себя голубоватый оттенок, а теплый – желтоватый.

В некоторых случаях такое положение вещей выглядит естественно и не требует корректировки со стороны фотографа, но в большинстве жанров температура учитывается и обязательно.

К примеру, портретная съемка построена на игре оттенков и голубоватый тон кожи не всегда уместен, а предметы под теплой желтоватой лампой буду выглядеть неестественно, да и фон уже не будет кипельно-белым.

Уличный свет тоже отличается по температуре, летом и осенью он более теплый, зимой и весной – более холодный. Связано это с отражающими свойствами снега, именно он дает голубоватый оттенок.

Кроме того температура освещения зависит от места съемок, времени суток, окружающей обстановке.

Облака на небе повышают ее на несколько сотен пунктов, что также необходимо учитывать при подготовке к фотосъемке.

Обозначения и числовые показатели

Измеряется цветовая температура в Кельвинах, обозначается буквой «К» и сильно варьируется в зависимости от разных параметров. Самые низкие показатели у оранжевого и красного свечения, солнца на закате к примеру (до 2000К), а самые высокие у синего неба и белоснежных просторов – свыше 7000К. Разделение освещения на 3 группы происходит таким образом:

Теплый, или желтоватый, свет получает от огня, вольфрамовых ламп и солнца на закате.

Он находится в пределах от 1000 до 3500К: свечка или костер дадут 1000-2000К, лампы накаливания чуть больше – около 2400-2800К, а солнечный свет в начале или в конце дня даст уже 2900-3500К, ближе к нейтральному.

Важно

Естественно, это не константа, показатели будут зависеть от перечня факторов: погода, время года, облачность и прочие моменты.

Нейтральный, или белый, свет не влияет на цветопередачу и является идеальным с точки зрения фотографии. Конечно, если автором не задумано использование свойств освещения в художественных целях. Условно нейтральным считается свет в пределах 4000-6500К.

Читайте также:  Лампа накаливания

Сюда можно отнести и солнечный день без облаков в летнюю пору (4000-5000К), и облачность (около 5500К), и стандартную вспышку на камере (6000-6500К). Именно нейтральный света чаще всего используется в фотографии в жанрах: портрет, натюрморт, предметный.

Да и «пейзажники» стараются поймать момент, когда солнце в зените, особенно при съемках архитектуры и урбанистических панорам.

Холодный, или синеватый, цвет освещения сразу рождает в голове изображения заснеженной равнины и покрытых «шапками» елей на окраине леса. И все залито голубоватым светом. Именно так и выглядит снимок в холодном освещении. Оно имеет показатели в пределах 6500-20000К.

И к холодному свету относятся: сильная облачность или пасмурная дождливая погода (6500 – 7500К), время после заката, когда небо теряет золотистый оттенок и становится синим (7500-8000К).

А самым «холодным» светит ясное зимнее небо, в зависимости от места цифра может варьироваться от 9000 и до 15000К.

Для фотографа крайне важно понимать, какое освещение ему придется использовать в съемки, тогда на выходе можно будет получить вполне сносный, а иногда и удивительно удачный кадр. Для удобства все виды источников света и их температуры приведены в таблице:

Как фотографировать при теплом освещении?

Желтоватый оттенок подходить для пейзажной съемки, свадебных душевных снимков, для придания старины и величия историческим зданиям. Теплый свет добавляет в кадр мягкости и нежности, а час-полтора перед закатом называют «золотым временем» для фотографии.

Блики огня от свечи или костра придают картине некую интимность, добавляют тонкую нотку чуда. Золото от такого освещения можно использовать для королевских съемок, когда наряд и интерьеры полны помпезности и величия. Теплый свет подчеркнет очертания предметов и слегка смажет детали.

Поэтому такой вариант используется для создания настроения и практически не применяется в рекламной предметной съемке.

Для работы со свечами или вольфрамовыми лампами вам понадобится:

  • светосильный объектив;
  • штатив;
  • много терпения на первых порах.

Нужно отключить штатную вспышку, настроить выдержку для съемок ночью (до 1 секунды), зафиксировать камеру на штативе, включить системы стабилизации изображения и искать оптимальный ракурс, чтобы свечи освещали нужные участки снимка. Двигайте источники света до получения нужного результата – несколько свечек рядом дадут резкие тени и много бликов, слишком удаленные скроют слишком много деталей.

Баланс белого скорее всего придется выставлять вручную, автоматика сдастся или выдаст не тот эффект, который ожидается. Настраивайте камеру по белому листу перед съемкой и снимайте в Raw, это даст возможность корректировать полученный материал по данному параметру.

Для работы рано утром или на закате требования схожи: накамерная вспышка не используется, штатив не обязателен, но весьма желателен. Не становитесь напротив солнца, пусть оно будет смещено от центра снимка, тогда лучи будут скользить и создавать узоры на фотографии.

Фокусировка и баланс белого тоже придется строить вручную, выдержка может быть стандартной, тогда кадр будет более живой. Если увеличить время экспозиции при сниженном ISO солнечные лучи будут отчетливо видны – это очень красиво смотрится на природе среди деревьев.

Но потребует наличие штатива.

Холодное освещение и его влияние на снимок

Синеватый оттенок на фотографии вряд ли украсит модель во время фотосессии, но может дать удивительные результаты во время съемок природы, берега моря или реки, в рекламе или фотографии автомобилей.

Снежные пейзажи создаются гармоничными только при холодном свете, сложно представить снежную равнину желтого или кремового оттенка.

Часто голубой свет нарочито усиливают для достижения художественного эффекта, зимние съемки на улице, в жанре «Снежная королева» и другие футуристические образы отлично смотрятся в холодном освещении.

Совет

Студийная съемка подразумевает контроль баланса белого, фокусировку и настройку выдержки вручную, чтобы автоматика не скорректировала их в сторону нейтрального оттенка.

Осветители, придающие коже голубоватый оттенок, чаще всего LED-происхождения, их стоимость достаточно высока, а работать с ними правильно весьма сложно.

Если используется именно холодный свет, то его можно разбавить нейтральным для прорисовки объема или фона, сочетать с теплым можно только в случае, когда это задумано автором. Между собой желтый и оранжевый не смешиваются и дают непонятную нехудожественную картину.

Естественное освещение такого типа встречает еще и за час до рассвета и через полчаса-час после заката, когда на землю ложатся сумерки. Нужно поймать момент, когда детали еще различимы, а солнце уже не светит, тогда пейзаж вокруг будет залит изумительным голубоватым свечением.

Свет отражается от неба и максимально рассеивается. Тут пригодятся навыки съемки в условиях недостаточной освещенности: удлиненные выдержки, штатив, отсроченный пуск ли пульт ДУ затвором, системы стабилизации снимка.

Желательно иметь светосильный объектив, так как снимать придется на минимальных значения ISO.

Комбинированное освещение

Теплый и холодный свет могут соседствовать вместе только в руках опытных мастеров, если смешивать их необдуманно и хаотично, результат будет неожиданный и не всегда приятный.

Проблема сочетания разных источников максимально актуально в студийной съемки и при работе на улице с необходимостью подсветки отдельных участков сцены.

Лампы накаливания, вспышки импульсные и постоянный свет имеют разные значения цветовой температуры и часто портят даже самый интересный и красивый кадр. Ситуации и варианты использования смешанного освещения:

Съемка на улице с использованием дополнительного освещения. Часто происходит такая ситуация – есть солнце в разных его проявлениях и есть фонари, которые чаще всего светят нейтральным или теплым светом, есть вспышки и прожектора, которые могут быть абсолютно любыми.

Обратите внимание

Скорректировать разницу можно путем выбора правильного ракурса, когда освещение не будет сильно конфликтовать в одном кадре.

А также применять конверсионный фильтр, именно он позволить получить на выходе более-менее ровную картину, снизив температуру холодного света ближе к нейтральному.

Портретная съемка подразумевает естественный цвет кожи, а он ближе к нейтральному или теплому.

Если нет возможности исключить холодный источник света, то выставляем баланс белого на нейтральный (около 3000К), выбираем однотонный фон белоснежного, серого или черного цветов, увеличиваем время экспозиции до 0,5 – 1 сек и максимально закрываем диафрагму.

Так как используется длинная выдержка, то светочувствительность необходимо выбрать минимально возможную, около 100-150. Таким образом, размоется фон, а влияние от холодного света будет минимально губительным и максимально художественным для данной ситуации.

Предметная съемка при отсутствии лайт-бокса превращается в кошмар для фотографа. Лампы накаливания и вспышки смешиваются не всегда удачно. Выход такой — максимально исключаем прямые лучи любого осветителя, делаем свет рассеянным с помощью белой ткани со всех сторон от предмета.

 Расставляем источники постоянного освещения таким образом, чтобы теней было минимальное количество и включаем накамерную вспышку. Настройки схожие с портретной съемкой – баланс белого на нейтральный, светочувствительность минимальная, диафрагма закрыта.

Только выдержку можно выбирать уже и длинную и короткую, по ситуации.

Сочетания света от разных источников может привести к неожиданным результатам, а правила в фотографии существуют для классической съемки на первых порах обучения. Опытные фотографы используют именно отклонения от нормы и нарушение правил фотосъемки для создания удивительных ярких снимков.

Используя различные источники света, приходится учитывать их цветовую температуру и корректировать баланс белого. Это можно сделать тремя способами:

  • до начала съемки по свойствам освещения;
  • на отснятом материале с помощью возможностей фоторедакторов;
  • при балансировке с использованием кусочка серой бумаги, нейтральной карты.

Любой из этих способов, а также их совокупность позволит вам контролировать влияние освещения на итоговый результат.

Фотографии в формате JPEG не дают возможности глубокой обработки отснятого материала, в них просто не записано достаточное количество информации, чтобы скорректировать баланс белого в графическом редакторе.

При малейших сомнениях в результате переходите на RAW, он позволит не только выправить ошибки света, но и скорректировать множество других параметров, даже недочеты экспонирования.

Совет начинающим фотографам

Оценивать температуру освещения и корректировать параметры съемки в соответствии с полученными значениями достаточно сложно на первых порах. Именно для этого придуманы различные фильтры и автоматические режимы с разными приоритетами.

Достаточно освоить их для начала работы с разными объектами и источниками света, а впоследствии постепенно переходить на ручные настройки.

Это сэкономить кучу времени и нервных клеток, позволит плавно прийти к более высокому уровню съемок и не бросить процесс на полпути из-за трудностей понимания всех тонкостей.

Профессионализм фотографа не зависит от уровня камеры, количества аксессуаров и дополнительных инструментов. Она складывается из понимания физических процессов, происходящих на матрице фотоаппарата, и влияния изменения настроек на эти процессы. А остальное является только следствием многочасовых съемок и трудоемкой работы.

Источник: /top100photo.ru/blog/sovety-po-organizacii-semok/chto-takoe-cvetovaja-temperatura-prostymi-slovami

Температура цвета

По нашим психологическим ощущениям цвета бывают тёплыми и горячими, бывают холодными и очень холодными. На самом деле все цвета горячие, очень горячие, ведь у каждого цвета есть своя температура и она очень высокая.

Любой предмет в окружающем нас мире имеет температуру, выше абсолютного нуля, а значит, испускает тепловое излучение. Даже лед, у которого отрицательная температура, является источником теплового излучения. В это трудно поверить, но это так.

В природе температура -89°С не самая низкая, можно достичь ещё более низких температур, правда, пока что, в лабораторных условиях. Самая низкая температура, которая на данный момент теоретически возможна в пределах нашей вселенной – это температура абсолютного нуля и она равна -273,15°С.

При такой температуре прекращается движение молекул вещества и тела полностью перестают испускать любое излучение (тепловое, ультрафиолетовое, а уж тем более видимое). Полная тьма, нет ни жизни, ни тепла. Возможно, кто-нибудь из вас знает, что цветовая температура измеряется в Кельвинах.

Важно

Кто покупал себе домой энергосберегающие лампочки, тот видел надпись на упаковке: 2700К или 3500К или 4500К. Это как раз и есть цветовая температура светового излучения лампочки. Но почему измеряется в Кельвинах, и что означает Кельвин? Эта единица измерения была предложена в 1848г.

Ульямом Томсоном (он же лорд Кельвин) и официально утверждена в Международной Системе единиц. В физике и  науках, имеющих непосредственное отношение к физике, термодинамическую температуру измеряют как раз Кельвинах.

Начало отчета температурной шкалы начинается с точки0 Кельвин, что означат -273,15 градуса Цельсия. То есть – это и есть абсолютный нуль температуры. Можно легко перевести температуру из Цельсия в Кельвин. Для этого нужно просто прибавить число 273. Например, 0°С это 273К, тогда 1°С это 274К, по аналогии, температура тела человека 36,6°С это 36,6 + 273,15 = 309,75К. Вот так всё просто получается.

Чернее чёрного

С чего всё начинается? Всё начинается с нуля, в том числе и световое излучение. Черный цвет – это отсутствие света вовсе. С точки зрения цвета, черный – это 0 интенсивности излучения, 0 насыщенности, 0 цветового тона (его просто нет), это полное отсутствие всех цветов вообще.

Почему мы видим предмет черным, а потому, что он почти полностью поглощает весь падающий на него свет. Существует такое понятие как абсолютно черное тело. Абсолютно черным телом называют идеализированный объект, который поглощает всё падающее на него излучение и ничего не отражающее.

Конечно же, в реальности это недостижимо и абсолютно черных тел в природе не существует. Даже те предметы, которые кажутся нам черными, на самом деле не абсолютно черные. Но можно изготовить модель почти что абсолютно черного тела. Модель представляет собой куб с полой структурой внутри, в кубе проделано небольшое отверстие, через которое внутрь куба проникают световые лучи.

Конструкция чем-то похожа на скворечник. Посмотрите на рисунок 1.
Рисунок 1 – Модель абсолютно черного тела.

Свет, попадающий внутрь сквозь отверстие, после многократных отражений будет полностью поглощён, и отверстие снаружи будет выглядеть совершенно чёрным. Даже если мы покрасим куб в черный цвет, отверстие будет чернее черного куба.

Это отверстие и будет являться абсолютно черным телом. В прямом смысле слова, отверстие не является телом, а только лишь наглядно демонстрирует нам абсолютно черное тело.

Читайте также:  Автомобильная антенна своими руками
Все объекты обладают тепловым излучением (пока их температура выше абсолютного нуля, то есть -273,15 градусов по Цельсию), но ни один объект не является идеальным тепловым излучателем. Одни объекты излучают тепло лучше, другие хуже, и всё это в зависимости от различных условий среды. Поэтому, применяют модель абсолютно черного тела. Абсолютно черное тело является идеальным тепловым излучателем. Мы можем даже увидеть цвет абсолютно черного тела, если его нагреть, и цвет, который мы увидим, будет зависеть от того, до какой температуры мы нагреем абсолютно черное тело. Мы вплотную подошли к такому понятию как цветовая температура. Посмотрите на рисунок 2.
Рисунок 2 – Цвет абсолютно черного тела в зависимости от температуры нагревания. а) Есть абсолютно черное тело, мы его не видим вообще. Температура 0 Кельвин (-273,15 градуса Цельсия) – абсолютный нуль, полное отсутствие любого излучения. б) Включаем «сверхмощное пламя» и начинаем нагревать наше абсолютно черное тело. Температура тела, посредством нагревания, повысилась до 273К. в) Прошло ещё немного времени и мы уже видим слабое красное свечение абсолютно черного тела. Температура увеличилась до 800К (527°С). г) Температура поднялась до 1300К (1027°С), тело приобрело ярко-красный цвет. Такой же цвет свечения вы можете увидеть при нагревании некоторых металлов. д) Тело нагрелось до 2000К (1727°С), что соответствует оранжевому цвету свечения. Такой же цвет имеют раскаленные угли в костре, некоторые металлы при нагревании, пламя свечи. е) Температура уже 2500К (2227°С). Свечение такой температуры приобретает желтый цвет. Трогать руками такое тело крайне опасно! ж) Белый цвет – 5500К (5227°С), такой же цвет свечения у Солнца в полдень.

з) Голубой цвет свечения – 9000К (8727°С). Такую температуру путем нагреванием пламенем получить в реальности будет невозможно. Но такой порог температуры вполне достижим в термоядерных реакторах, атомных взрывах, а температура звезд во вселенной может достигать десятки и сотни тысяч Кельвин.

Мы можем лишь увидеть такой же голубой оттенок света, например, у светодиодных фонарей, небесных светил или других источников света. Цвет неба в ясную погоду примерно такого же цвета.Подводя итог ко всему вышесказанному, можно дать четкое определение цветовой температуры.

Цветовая температура – это температура абсолютно черного тела, при которой оно испускает излучение того же цветового тона, что и рассматриваемое излучение. Проще говоря, температура 5000К – это цвет, который приобретает абсолютно черное тело при нагревании его до 5000К.

Цветовая температура оранжевого цвета – 2000К, это означает, что абсолютно черное тело необходимо нагреть до температуры 2000К, чтобы оно приобрело оранжевый цвет свечения.

Но цвет свечения раскаленного тела не всегда соответствует его температуре. Если пламя газовой плиты на кухне сине-голубого цвета, это не значит, что температура пламени свыше 9000К (8727°С).  Расплавленное железо в жидком состоянии имеет оранжево-желтый оттенок цвета, что в действительности соответствует его температуре, а это примерно 2000К (1727°С).

Цвет и его температура

Чтобы представить себе как это выглядит в реальной жизни, рассмотрим цветовую температуру некоторых источников: ксеноновых автомобильных ламп на рисунке 3 и люминесцентных ламп на рисунке 4.
Рисунок 3 – Цветовая температура ксеноновых автомобильных ламп.
Рисунок 4 – Цветовая температура люминесцентных ламп.

В Википедии я нашел числовые значения цветовых температур распространенных источников света: 800 К — начало видимого темно-красного свечения раскалённых тел; 1500—2000 К — свет пламени свечи; 2200 К — лампа накаливания 40 Вт; 2800 К — лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа); 3000 К — лампа накаливания 200 Вт, галогенная лампа; 3200—3250 К — типичные киносъёмочные лампы; 3400 К — солнце у горизонта; 4200 К — лампа дневного света (тёплый белый свет); 4300—4500 K — утреннее солнце и солнце в обеденное время; 4500—5000 К — ксеноновая дуговая лампа, электрическая дуга; 5000 К — солнце в полдень; 5500—5600 К — фотовспышка; 5600—7000 К — лампа дневного света; 6200 К — близкий к дневному свет; 6500 К — стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету;6500—7500 К — облачность; 7500 К — дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба; 7500—8500 К — сумерки; 9500 К — синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца; 10 000 К — источник света с «бесконечной температурой», используемый в риф-аквариумах (актиниевый оттенок голубого цвета); 15 000 К — ясное голубое небо в зимнюю пору; 20 000 К — синее небо в полярных широтах.

Цветовая температура является характеристикой источника света. Любой видимый нами цвет имеет цветовую температуру и не важно, какой это цвет: красный, малиновый, желтый, пурпурный, фиолетовый, зеленый, белый.

Труды в области изучения теплового излучения абсолютно черного тела принадлежат  основоположнику квантовой физики Максу Планку. В 1931 году на VIII сессии Международной комиссии по освещению (МКО, в литературе часто пишется как CIE) была предложена цветовая модель XYZ. Данная модель представляет собой диаграмму цветности. Модель XYZ представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Диаграмма цветности XYZ. Числовые значения X и Y определяют координаты цвета на диаграмме. Координата Z определяет яркость цвета, она в данном случае не задействована, так как диаграмма представлена в двухмерном виде. Но самое интересное на этом рисунке – это кривая Планка, которая характеризует цветовую температуру цветов на диаграмме. Рассмотрим её поближе на рисунке 6.
Рисунок 6 –Кривая Планка

Кривая Планка на этом рисунке немного урезана и «слегка» перевернута, но на это можно не обращать внимание. Чтобы узнать цветовую температуру какого-либо цвета, нужно просто продолжить линию перпендикуляра до интересующей вас точки (участка цвета).

Линия перпендикуляра, в свою очередь, характеризует такое понятие как смещение – степень отклонения цвета в зеленый или пурпурный. Те, кто работал с RAW-конвертерами, знают такой параметр как Tint (Оттенок) – это и есть смещение.

Рисунок 7 отображает панель настройки цветовой температуры в таких RAW-конверторах как Nikon Capture NX и Adobe CameraRAW.

Рисунок 7- Панель настройки цветовой температуры у разных конвертеров.

Совет

Пора посмотреть, как определяется цветовая температура не просто отдельного цвета, а всего фотоснимка в целом. Возьмем, к примеру, деревенский пейзаж в ясный солнечный полдень.

Кто имеет практический опыт в фотосъемках, знает, что цветовая температура в солнечный полдень составляет примерно 5500К. Но мало кто знает, откуда взялась эта цифра. 5500К – это цветовая температура всей сцены, т.

е всего рассматриваемого изображения (картины, окружающего пространства, участка поверхности). Естественно, что изображение состоит из отдельных цветов, а у каждого цвета своя цветовая температура.

Что получается: голубое небо (12000К), листва деревьев в тени (6000К), трава на поляне (2000К), разного рода растительность (3200К – 4200К). В итоге, цветовая температура всего изображения будет равна усредненному значению всех эти участков, т.е 5500К. Рисунок 8 наглядно демонстрирует это.

Рисунок 8 – Расчет цветовой температуры сцены снятой в солнечный день. Следующий пример иллюстрирует рисунок 9.
Рисунок 9 – Расчет цветовой температуры сцены снятой на закате солнца. На рисунке изображен красный цветочный бутончик, который как будто бы растет из пшеничной крупы. Снимок был сделан летом в 22:30, когда солнце шло на закат. В этом изображении преобладает большое количество цветов желтого и оранжевого цветового тона, хотя на заднем плане есть и голубой оттенок с цветовой температурой примерно 8500К, также есть почти чистый белый цвет с температурой 5500К. Я взял лишь 5 самых основных цветов в этом изображении, сопоставил их с диаграммой цветности и посчитал среднюю цветовую температуру всей сцены. Это, конечно же, примерно, но соответствует истине. Всего в этом изображении 272816 цветов и каждый цвет имеет свою цветовую температуру, если подсчитать среднюю для всех цветов вручную, то через пару месяцев мы сможем получить значение ещё более точное, чем подсчитал я. А можно написать программу для расчета и получить ответ гораздо быстрее. Идем дальше: рисунок 10.
Рисунок 10 – Расчет цветовой температуры других источников освещения Ведущие шоу-программы решили не грузить нас расчетами цветовой температуры и сделали всего два источника освещения: прожектор, испускающий бело-зеленый яркий свет и прожектор, который светит красным светом, и всё это дело разбавили дымом….а, ну да — и поставили ведущего на передний план. Дым прозрачный, поэтому с легкостью пропускает красный свет прожектора и сам становится красный, а температура нашего красного цвета, согласно диаграмме – 900К. Температура второго прожектора – 5700К. Среднее между ними – 3300К Остальные участки изображения можно в расчет не брать – они почти черные, а такой цвет даже не попадает на кривую Планка на диаграмме, ведь видимое излучение раскаленных тел начинается примерно с 800К (красный цвет). Чисто теоретически, можно предположить и даже подсчитать температуру для темных цветов, но её значение будет пренебрежимо мало по сравнению с теми же 5700К. И последнее изображение на рисунке 11.
Рисунок 11 — Расчет цветовой температуры сцены снятой в вечернее время. Снимок сделан летним вечером после захода солнца. Цветовая температура неба располагается в районе синего цветового тона на диаграмме, что согласно кривой Планка, соответствует температуре примерно 17000К. Прибрежная растительность зеленого цвета имеет цветовую температуру примерно 5000К, а песок с водорослями имеет цветовую температуру где-то 3200К. Среднее значение всех этих температур примерно 8400К.

Баланс белого

С настройками баланса белого особенно хорошо знакомы любители и профессионалы занимающиеся видео и фотосъемками. В меню каждой, даже самой простой мыльницы-фотокамеры, есть возможность настроить этот параметр. Значки режимов настройки баланса белого выглядят примерно так, как показано на рисунке 12.

Рисунок 12 – Режимы настройки баланса белого в фотокамере (видеокамере).

Сразу следует сказать, что белый цвет объектов можно получить, если использовать источник света с цветовой температурой 5500К (это может быть солнечный свет, фотовспышка, другие искусственные осветители) и если сами рассматриваемые объекты белого цвета (отражают всё излучение видимого света). В остальных случаях белый цвет может быть лишь приближен к белому. Посмотрите на рисунок 13. На нем изображена та самая диаграмма цветности XYZ, которую мы недавно рассматривали, а в центре диаграммы помечена крестиком точка белого цвета.

Рисунок 13 – Точка белого цвета.

Отмеченная точка имеет цветовую температуру 5500К и как истинный белый цвет – она является суммой всех цветов спектра. Координаты у неё x = 0,33 и y = 0,33. Эта точка называется точкой равных энергий. Точка белого цвета.

Естественно, если цветовая температура источника освещения 2700К, точка белого здесь и рядом не стоит, о каком уж тут белом цвете можно говорить? Там белых цветов никогда не будет! Белыми в данном случае могут быть только блики.

Пример такого случая приведен на рисунке 14.

Рисунок 14 – Различная цветовая температура.

Баланс белого цвета – это установка значения цветовой температуры для всего изображения. При правильной установке вы получите цвета соответствующие тому изображению, которое вы видите.

Если у получившегося снимка преобладают неестественные синие и голубые цветовые тона, значит, цвета «недостаточно нагреты», установлена слишком низкая цветовая температура сцены, необходимо её повысить.

Если же на всём снимке преобладает красный тон – цвета «перегреты», установлена слишком высокая температура, необходимо её понизить. Пример тому — рисунок 15.

Рисунок 15 – Пример правильной и неправильной установки цветовой температуры

Цветовая температура всей сцены рассчитывается как средняя температура всех цветов данного изображения, поэтому в случае смешанных источников освещения или сильно отличающихся по цветовому тону цветов, фотокамера рассчитает среднюю температуру, что не всегда оказывается верно. Пример одного такого некорректного расчета продемонстрирован на рисунке 16.

Рисунок 16 – Неизбежная неточность в установке цветовой температуры Фотокамера не способна воспринимать резко отличающиеся яркости отдельных элементов изображения и их цветовую температуру так же, как зрение человека.

Поэтому, чтобы сделать изображение почти таким же, как вы видели во время съемки, вам придется его корректировать в ручную в соответствии с вашим зрительным восприятием.

Эта статья больше предназначена для тех, кто ещё недостаточно хорошо знаком с понятием цветовой температуры и хотел бы узнать больше.

Статья не содержит сложных математических формул и точных определений некоторых физический терминов. Благодаря вашим замечаниям, которые вы написали в комментариях, я внес небольшие поправки в некоторые абзацы статьи. Прощу прощения, за допущенные неточности.

Источник: /habr.com/post/193142/

Ссылка на основную публикацию