Диагностика работоспособности автомобильного генератора
Автомобильный генератор представляет собой один из ключевых компонентов электрооборудования автомобиля, эксплуатируется в жестких условиях и постоянно испытывает большие нагрузки.
Разработчик генератора в полной степени учитывает особенности его функционирования, обращая внимание на достижение высокой эксплуатационной надежности.
Тем не менее, исключить отказы этого узла не удается.
Диагностирование электрооборудования на СТО при плановом техническом обслуживании входит в перечень обязательных проверок. Его выполнение выявляет появившиеся неисправности и высокую степень износа отдельных компонентов, в том числе генератора. Однако даже регулярное обслуживание автомобиля в сертифицированных мастерских не является гарантией от внезапных отказов.
Далее рассмотрены процедуры проверки генератора, позволяющие простыми средствами с высокой точностью оценить его техническое состояние. Особенность этого устройства — конструкция генераторов различных автомобилей основана на идентичных принципах, поэтому для них применяется одинаковая методика проверки, которая может отличаться только незначительными деталями.
Работы по проверке исправности генератора целесообразно выполнять по крупноблочной схеме и только после локализации неисправного узла переходить к точной диагностике. Мы не будем останавливаться на тонкостях выявлении неисправности конкретного узла этого агрегата, которые выполняются по своим методикам.
Признаки неисправного генератора
К внешним проявлениям отказа генератора относятся:
- соответствующий оптический индикатор на приборной панели продолжает оставаться в активном состоянии или мигает при запущенном двигателе;
- посторонние шумы;
- нагрев корпуса до слишком высокой температуры;
- характерный запах сгоревшей изоляции;
- тусклый свет фар, мигание лампочек, неустойчивая работа остальных потребителей электроэнергии (в первую очередь мощных), что ярко проявляется при аккумуляторе, выработавшем ресурс;
- разряд батареи с высокой скоростью.
При инструментальном контроле дополнительно принимаются во внимание
- несоответствие генерируемого напряжения паспортному значению с учетом имеющихся допусков в широком диапазоне нагрузок;
- полное отсутствие напряжения.
Перед началом собственно диагностики:
- проверяется состояние контактов и при необходимости выполняется подтяжка их креплений и зачистка от окислов.
- осматриваются соединительные провода и при выявлении их повреждений заменяются на исправные такой же длины и сечения.
Точные результаты достигаются при использовании бытового мультиметра (электрического тестера). Желательно, чтобы прибор имел отдельный вход для подключения токовых клещей.
Запреты
При выполнении тестирования ни при каких условиях нельзя совершать следующие действия:
- Запрещается отключать провода от выхода генератора. Он всегда должен иметь нагрузку.
- Недопустимо выполнять тестирование методом “на искру”- накоротко замыкать выход генератора.
- Состояние изоляции нельзя контролировать гигаомметром (из-за рисков пробоя изоляции высоким измерительным напряжением этого прибора).
Проверка натяжения приводного ремня
Нарушение нормативного натяжения ремня привода генератора приводит к тому, что при работе без нагрузки напряжение соответствует норме, но при увеличении нагрузки недостаточная сила трения приведет к появлению эффекта проскальзывания, на вал генератора перестает передаваться требуемая мощность, и напряжение падает. Нагрузка увеличивается последовательным включением различных потребителей, например, фар.
При обнаружении такого явления проверяем прогиб ремня, который при нажатии с усилием 10 кг не должен быть более 12 мм. В случае ослабленного ремня восстанавливаем его натяжение, что выполняется регулировочным винтом, которым статор генератора отодвигается от вала двигателя.
Основные проверки без демонтажа генератора
Описываемые далее процедуры проводятся при прогретом двигателе, который работает на холостых оборотах 10 – 15 минут. Первичная проверка основана на том, что напряжение, снимаемое с генератора, превышает напряжение аккумуляторной батареи (необходимое условие ее подзарядки).
Для этого выключают двигатель и мультиметром, который переключен в режим работы с постоянным напряжением (предел 20 В или в нему) замеряют напряжение на клеммах батареи. Затем заводят двигатель, выполняют второе измерение и сравнивают результаты.
Если изменений нет, генератор неисправен.
Вторая группа тестов направлена на проверку реле-регулятора, для чего мультиметром продолжают контролировать выходное напряжение генератора. Его показания при работающем двигателе составляют 14 В. При увеличении частоты вращения вала напряжение возрастает, но не более чем на 0,5 – 0,7 В.
При нарушении этого условия проводятся более подробные проверки, процесс которых описан здесь.
Для проверки генерируемого тока обороты двигателя увеличиваются до средних.
К мультиметру подключаются токовые клещи, прибор переводится в режим измерения постоянного тока, рабочим органом клещей охватывается провод с выхода генератора.
Далее последовательно включают потребители электроэнергии (фары, отопитель салона и т.д.), записывают показания прибора. Затем использованные ранее потребители включают одновременно и показания мультиметра сравнивают с суммой записанных значений.
Разница не должна превышать 5А, в противном случае генератор считается неисправным.
Диодный мост проверяют мультиметром или методом прозвонки лампочкой на отсутствие пробоя диодов и обрыв в токопроводящих цепях.
Диагностику диодного моста проводят на двигателе или после демонтажа генератора.
Проверки с демонтажем генератора
Демонтаж генераторы осуществляют в том случае, если однозначно установлено, что он неисправен. Первоначально проводится осмотр, который показывает отсутствие механических повреждений корпуса, нормальное состояние электрических выводов и других компонентов.
Нагар на токосъемных кольцах — хороший индикатор межвиткового короткого замыкания обмоток ротора.
Проверка сопротивления обмоток
Для проверки сопротивления обмоток мультиметр переключают в режим измерения сопротивления. Для определения сопротивления обмотки ротора щупы мультиметра подключают к токосъемным кольцам. Показания прибора равняется 10 Ом.
Статорная обмотка проверяется только после отключения соединительных проводов от клемм. Измеряют как сопротивление между свободными концами обмоток, так и между свободным концом и общей точкой.
Статор считается исправным, если
- сопротивление отдельной обмотки находится в интервале 5 — 15 Ом;
- сопротивление между свободными концами обмоток вдвое превышает сопротивление отдельных обмоток;
- сопротивление обмоток одинаково.
Щетки
Проверка щеток осуществляют методом визуального осмотра. Исправные щетки должны свободно перемещаться по направляющим и не иметь сколов. При большой степени износа их меняют на новые.
Опорные подшипники
Ротор генератора смонтирован на опорных подшипниках. Их состояние проверяют при снятом со шкива ремне. При исправных подшипниках ротор вращается свободно, а его проворачивание не требует никаких усилий. Если же обнаруживается люфт, то подшипники подлежат замене.
Заключение
Точная диагностика исправности автомобильного генератора осуществляется своими силами при использовании несложных и распространенных бытовых измерительных приборов.
Вышедший из строя генератор восстанавливают заменой диодного моста, реле-регулятора, опорных подшипников и щеток и регулировкой натяжения приводного ремня. В прочих случаях потребуется покупка нового.
Знание простых методик проверки позволит восстановить нормальную работоспособность электрооборудования без обращения в автосервис и сэкономить средства.
Источник: /topmekhanik.ru/kak-proverit-generator-avtomobilya/
Как проверить генератор мультиметром
Автомобильный генератор может выйти из строя по следующим обстоятельствам:
- износ втулок ротора катушки возбуждения;
- неисправность регулятора напряжения;
- пробой диодов выпрямительного моста;
- замыкание либо обрыв обмоток;
- неисправность коллекторной территории.
Большая часть из этих неисправностей возможно диагностировать, не снимая генератор с автомобили, потому, что эта работа в некоторых машинах требует наличия специнструмента, доступ со стороны дна, сложных слесарных операций.
Диагностирование износа втулок ротора катушки возбуждения
Износ втулок ротора (якоря) катушки возбуждения приводят к повышению трения скольжения, и как результат, перегреванию генератора, уменьшению коэффициента нужного действия преобразования механической энергии в электрическую, повышению нагрузки на двигатель автомобиля.
Видео — как проверить зарядку аккумулятора от генератора:
В самом критическом случае вероятен заклинивание ротора и разлом втулки. Это может привести к обрыву ремня генератора, что в собственную очередь может привести к значительным проблемам с двигателем.
Как раз исходя из этого своевременная профилактика генератора начинается с втулок. Время от времени вместо них употребляются подшипники, не смотря на то, что втулки надежнее.
Износ втулок в большинстве случаев диагностируют по характерному железному звону при работе генератора, повышению растяжения ремня генератора.
Несложнее снять ремень и рукой проверить биение шкива генератора, двигая его перпендикулярно оси. Наличие кроме того маленького люфта говорит о необходимости замены втулок либо подшипников.
Неисправность регулятора напряжения
Регулятор напряжения снабжает постоянный уровень напряжения на выводах генератора при разных оборотах двигателя. В случае если взглянуть на типовую схему генератора, регулятор напряжения руководит током катушки возбуждения.
Генератор представляет собой саморегулирующую совокупность. В случае если возрастают обороты, напряжение на регуляторе возрастает, он сокращает ток, протекающий через катушку возбуждения. В соответствии с закону индукции значительно уменьшается напряжение на катушках статора, следовательно, и напряжение на выходе генератора.
Видео — как проверить генератор на машине не снимая:
При обычной работе генератор снабжает при трудящемся двигателе стабильное напряжение на аккумуляторе в пределах от 13,3 до 14,5 Вольт независимо от оборотов двигателя.
Превышение, как и меньший уровень напряжения, говорит о вероятной неисправности регулятора, его нужно контролировать.
Конструктивно регулятор возможно сделан в форме блока со щетками или без них.
Время от времени его именуют «пилюлей» либо «шоколадкой».
Как правило его легко демонтировать, не снимая генератор, и проверить в домашних или гаражных условиях. Типовая схема проверки регулятора напряжения изображена на рисунке.
В качестве лампы 6 возможно применять любую салонную лампочку. 1 – аккумулятор, 2 — реле-регулятор, 3 – электронный блок, 5 – клемма для подключения узкого провода, идущего к генератору. В случае если лампа светится, следовательно, регулятор трудится.
Но в случае если наряду с этим напряжение заряда аккумулятора более 15 Вольт, регулятор напряжения все равно нужно поменять.
Видео — проверка генератора на автомобиле мультиметром:
Кроме этого нужно поменять регулятор, в случае если очень сильно изношены щетки. Но, если вы владеете некоторым опытом ремонта электроинструмента, возможно попытаться поменять изношенную щетку (лучше обе щетки сходу).
Фактически в половине случаев неисправность генератора обусловлена отказом регулятора напряжения.
Пробой диодов выпрямительного моста
Пожалуй, это самая страшная и тяжело ликвидируемая неисправность. Частенько она происходит при переполюсовке аккумулятора. Это, в то время, когда клеммы аккумулятора подключают в обратной полярности.
Наряду с этим смогут перегореть еще пара предохранителей и блоков автомобиля.
Видео — проверка генератора дома:
В большинстве случаев диоды выходят из строя парами, поскольку пробой одного влечет подачу прямого напряжения на последовательный диод. В то время, когда диод пробивается, его сопротивление делается практически нулевым.
В этом случае генератор начинает перегреваться, возрастает нагрузка на аккумулятор. Пробой диодного моста может привести к замыканию электропроводки, возгорание.
В случае если из области генератора чувствуется запах гари, генератор чрезмерно нагревается, срочно отключайте все провода, идущие к генератору, в особенности толстый провод. Шепетильно их изолируйте и следуйте к месту стоянки.
Видео — как проверить диодный мост на генераторе авто:
Проверить пробой диодов выпрямительного моста легко. Генератор обязан «прозваниваться», как диод. Для этого переключите мультиметр в положение «Диод».
После этого отсоедините все клеммы от генератора. Сперва щупы мультиметра включите между клеммой толстого провода и массой автомобиля в одном, после этого обратном направлении. В одном направлении должно «звониться» (сопротивление от 200 до 1000 Ом, как у диодов в прямом включении), в обратном нет (сопротивление большое, свыше сотни килоОм).
Само собой разумеется, лучше снять генератор, разобрать его, демонтировать диодный мост и прозвонить любой диод по отдельности.
Время от времени диодные мосты генераторов именуют «подкова», светло из-за чего. Кругленькие (6 штук)– это силовые диоды, они в большинстве случаев перегорают, их поменять тяжело. При их монтаже употребляется не пайка, а сварка. На худой конец, неисправную несколько из них возможно , не меняя. Генератор будет все равно трудиться, хоть и не на полную мощность.
Диоды цилиндрической формы обслуживают регулятор напряжения. Выходят из строя реже, но контролировать кроме этого нужно, как обрисовано выше.
Замыкание либо обрыв обмоток
В случае если обрыв обмотки еще возможно как-то найти посредством мультиметра, да и то, разобрав генератор, то замыкание диагностируется не хорошо, поскольку сопротивление обмоток мало.
Видео — как проверить трудится ли генератор на машине не снимая:
Главный показатель неисправности обмоток генератора – изменение цвета лаковой изоляции бронзовых проводников обмотки генератора. При повышенных токах замыкания цвет проводов делается существенно чернее. Это сопровождается запахом гари при эксплуатации генератора.
Возможно дать генератор на перемотку, но стоит это на данный момент дорого. В случае если имеется возможность приобрести подобный либо с совпадающими посадочными размерами от другого автомобиля, лучше не перематывать.
Изменение цвета обмоток возможно найти визуально. В генераторе большое количество технологических отверстий для охлаждения, при хорошем освещении возможно изучить цвет обмоток.
Неисправность коллекторной территории
Коллектор – это латунные цилиндрические контакты возбуждающей обмотки, по которым движутся щетки
В большинстве случаев они изнашиваются неравномерно. Это ведет к искрению в области щеток, перегреву коллектора, еще большему изнашиванию коллектора и щёток.
В ходе обслуживания генераторов коллекторы растачивают и шлифуют. Вечно это запрещено, исходя из этого по окончании нескольких ремонтов коллекторы меняют.
Видео — стремительная проверка генератора не устанавливая на авто:
Диагностировать изношенность коллектора возможно при разобранном генераторе. В случае если снять регулятор напряжения со щетками, возможно пальцем прощупать область коллектора. Если она «горбатая», направляться думать о профилактике.
Найти искрение щеток при заведенном двигателе, а это свидетельство изношенности коллектора, возможно ночью, отключив все осветительные устройства.
Генератор – один из самые консервативных узлов автомобиля. Его конструкция фактически не изменялась уже более пятидесяти лет. В случае если своевременно проводить регламентные работы (чистка, замена подшипников либо втулок, ремня, щеток), он прослужит продолжительно.
Как действенны присадки для восстановления двигателя конкретно неизвестно.
Как верно выбрать масло для двигателя и на какие конкретно показатели направляться обращать внимание.
Главные показатели неисправности /voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/priznaki-neispravnosti-dpdz.html датчика дроссельной заслонки.
Видео — как прозвонить генератор мультиметром:
В обязательном порядке к прочтению:
Как верно проверить генератор
Статьи как раз той тематики,которой Вы интересуетесь:
Источник: /iru-cis.ru/kak-proverit-generator-multimetrom/
Проверка регулятора напряжения генератора
Проверка генератора мультиметром.
Генератор одна из ключевых деталей автомобиля, поэтому его сохранность, своевременный техосмотр и обслуживание генератора первостепенная задача для поддержания машины на ходу.
Проверить генератор мультиметром сможет каждый, если будет следовать инструкции. Именно от исправной работы генератора зависит питание бортовой сети и зарядка аккумуляторной батареи.
При первых признаках неполадки в работе автомобильной электросети, активации сигнальных огней или проблемами с зарядом аккумулятора нужно срочно обратиться в сервисный центр за поддержкой.
Если же такой возможности нет и не предвидеться или время не позволяет ждать, то вам понадобиться второй человек для оказания помощи и собственно сам мультиметр. Так у вас удалась проверка генератора мультиметром.
Конечно, можно воспользоваться набором аналогичных средств, но все же лучше приобрести мультиметр, так как он обладает широким спектром возможностей, и пригодиться для проверки большинства электронных приборов и оборудования.
Итак, первым пунктом работы станет проверка реле-регулятора. Эта деталь постоянно поддерживает определенное значение напряжения, которое проходит через сеть. При скачке напряжения оно трансформирует его до удовлетворительного значения, чтобы избежать перегрузки сети.
Чтобы его проверить понадобиться завести автомобиль. На клеммах аккумулятора или на выходных контактах электрогенератора прикладываем измерительные щупы и берем замер напряжения.
В зависимости от автомобиля лучшим значением будет 12 (для бензинового двигателя) или 24 вольта (для дизельного двигателя тяжелого грузовика или военной техники).
Если все нормально тогда включаем акселератор, изменение должно оставаться в пределах 0,5-0.55 вольта, в противном случае регулятор неисправен. Переходим к диодному мосту генератора, у него шесть диодов — три отрицательных и три положительных.
Чтобы произвести проверку генератора мультиметром правильно, нужно его настроить на работу, настроить на «звук» и замкнуть контакты. Проверьте несколько раз в одном и другом направлении, во всех случаях вы должны услышать писк. Если звук отсутствует, то придется поменять мост.
После проверки диодного моста необходимо протестировать статор, полый металлический цилиндр, прикрепленный к мосту генератора.
Внутри статора находится обмотка — ваша задача проверить ее целостность. Если внешних повреждений, нет, то при помощи мультиметра проверьте сопротивление, щупы надо подсоединить к обмотке и к корпусу.
Если значение сопротивления меньше 55 килоОм, есть повод для беспокойства, значение выше и вплоть до бесконечности говорят об успешном прохождении теста. Если значения выходят за пределы нормы, стоит срочно обратиться в сервис.
Генератор может сломаться в любой момент.
Источник: /ampersite.ru/sovety-elektrika/proverit-generator-multimetrom-ego-diagnostika.html
Как проверить генератор своими силами?
Всем привет, уважаемые автолюбители! Вас приветствует на страницах своего блога его автор и создатель — Андрей Кульпанов.
Немало водителей стремятся к тому, что своими силами научиться обслуживать «железного коня» — это не только дешевле чем у официального дилера или в автосервисе, но и познавательно с практической точки зрения.
Поэтому сегодня я хочу говорить с Вами о том, как проверить генератор и что для этого может потребоваться.
О роли узла
Необходимость проверки вызвана еще и тем, что скачки напряжения губительны для современной электроники. Ей автомобили буквально напичканы, и любой скачок грозит выходом из строя.
За подачу напряжения отвечает именно генератор, в том числе, он ответственен за питание электроприборов на борту машины, а также и за подзарядку аккумулятора. Если он неисправен, например, не выдает нужное напряжение, то далеко мы уехать не сможем.
Вот почему многие автолюбители стремятся узнать о способах и процедуре проверки. Рассмотрим этот механизм подробнее.
Два основных способа проверки
Итак, начнем с наиболее простого способа, который не требует стендов или иного специального оборудования. Для него нам всего навсего понадобится прибор под названием «мультиметр», хотя можно обойтись даже без него, но об этом будет ниже. Сначала производим замеры в состоянии покоя — показатели должны быть на уровне 12,5–12,8 Вольт (речь, как Вы поняли, идет о напряжении).
Потом проверяем исправность генератора при заведенном моторе. Доводим обороты до 2000 — напряжение, если оно нормальное, должно быть в диапазоне 13,5–14,5 Вольт или даже чуть более того. Если при включенных потребителях тока (магнитофон, освещение и пр.) показатель не падает ниже 13,7–14, значит, генератор функционирует нормально.
Есть и другой вариант проверки, которым пользовались еще наши предки. Сначала ослабляем затяжку отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. Заводим двигатель и включаем передние фары.
Теперь нужно снять минусовую клемму (тут важно не перепутать, ведь аккумулятор может быть прямой и обратной полярности). Если освещение не померкло и не заглох движок, можно говорить об исправности узла.
В ином случае, придется его демонтировать и проверять каждую деталь по отдельности.
Составляющие генератора
К ним относятся следующие элементы:
- щетки;
- диодный мост;
- ротор и статор;
- якорь;
- реле-регулятор
Сначала советуют проверить натяжку ремня. Если требуется, то его меняют или затягивают туже. Наличие посторонних звуков может говорить также об износе подшипников. Дальше снимаем щетки и производим их визуальный осмотр. Минимальная высота должна составлять хотя бы 4,5 мм.
Проверяем диоды, реле и прочее
Диоды проверяют, измеряя их сопротивление и проводимость тока. Для этого один из щупов прибора-тестера размещаем на плюсовую клемму АКБ, а другим замеряем выводы диодов. Таким способом проходим весь диодный мост. Если диод вышел из строя, то сопротивление будет нулевым в обе стороны.
В случае, когда батарея недо- или перезаряжается, следует проконтролировать регулятор напряжения. Замеряют его в тот момент, когда двигатель находится «на оборотах» от 2000 и выше. Отдельного внимания заслуживают щетки регулятора — для их проверки применяют 12-вольтовую лампочку. Вместо выражения «регулятор напряжения» Вы можете встретить реле-регулятор (это одно и то же).
Необходимо проверить также статор, ротор и обмотку. Если генератор сильно гудит в процессе работы, значит может «коротить» обмотка.
Снова берем в руки наш мультиметр и измеряем сопротивление между контактными кольцами ротора. Показатель должен быть в диапазоне от 2,3 до 5 Ом.
Если он ниже минимального значения, то замыкание происходит между витками. Высокое говорит об обрыве или слабом контакте.
Именно статор относится к наиболее сложным деталям генератора, и без демонтажа всего узла целиком мы не сможем произвести его проверку. Первым делом обращайте внимание на отсутствие следов обрыва и/или подгоревших контактов.
Работа по проверке исправности генератора вполне может быть выполнена в гараже собственными силами с использованием одного лишь мультиметра.
Если же речь идет о неисправностях, то необходим демонтаж узла с последовательной проверкой всех составляющих, как об этом я написал выше. Достаточно наблюдать за контрольной лампой, проверять, насколько натянут ремень и периодически очищать контакты.
В таком случае Ваш генератор будет служить верой и правдой. На этой ноте будем прощаться. Услышимся в ближайших выпусках!
Источник: /avto-kul.ru/remont-avtomobilya/kak-proverit-generator.html
Как проверить генератор мультиметром
Вам понадобится
- Омметр с функцией проверки диодов и режимом измерения больших сопротивлений.
Инструкция
Проверьте обмотки статора генератора. Для этого приложите щупы омметра к контактным кольцам статора и измерьте сопротивление обмотки возбуждения. Оно должно быть 5-10 Ом, в противном случае имеет место обрыв в обмотке. Присоедините щупы к любому контактному кольцу и статору генератора. Омметр должен показать бесконечно большое сопротивление. Если этого нет, обмотка возбуждения замыкает на «массу». Этим же способом проверьте обмотки ротора генератора. Проверьте диодный мост генератора. Для этого омметр переведите в режим проверки диодов и приложите положительный щуп к общей шине вспомогательных диодов, а отрицательный щуп – к выводу проверяемого диода. Прибор должен показать сопротивление, стремящееся к бесконечности. Иначе – диод неисправен. Поменяйте щупы тестера местами. Измеренное сопротивление должно быть значительно меньше или быть близким к нулю (но не нулевым). Этим способом проверьте каждый диод в отдельности. Повторите проверку диодного моста, прикладывая положительный щуп не к общей шине, а к пластине моста, в которую впрессованы диоды. Этим вы исключите вероятность замыкания диодов на массу. Проверьте регулятор напряжения. Осмотрите его щетки. Убедитесь в их подвижности, отсутствии повреждений и износа (должны выступать из держателя не более чем на 5 мм), отсутствие заеданий и подклиниваний. Соберите схему из источника тока регулируемого напряжения, контрольной лампы и регулятора. При подключении отрицательный вывод источника питания подключите к массе регулятора, а положительный – к выводу проверяемого устройства. Контрольную лампу подключите к щеткам проверяемого устройства.
Подайте на регулятор напряжение 13 В. Он должен свободно пропускать ток (контрольная лампа должна гореть). Постепенно увеличивайте напряжение. При величине 14,5-15 В регулятор должен перестать подавать ток на контрольную лампу. При постепенном снижении напряжения контрольная лампа должна вновь включиться при напряжении 13-13,5 В.
Проверьте конденсатор генератора. Подключите к его клеммам омметр. На исправном устройстве прибор сначала покажет небольшое сопротивление, которое будет быстро увеличиваться до тех пор, пока не стабилизируется. При изменении полярности прибора показания должны меняться аналогичным образом.
Полезный совет
При неисправности одного из диодов диодного моста, замените весь мост в сборе.
Источники:
- проверка автомобильного генератора в 2018
Источник: /kakprosto.ru/kak-71284-kak-proverit-generator-multimetrom
Как Проверить Генератор Ваз 2106 Мультиметром ~ AUTOINTERLINE.RU
Как проверить генератор мультиметром – ремонт и сервис своими руками
Есть только два устройства, обеспечивающие работоспособность системы зажигания автомобиля. Аккумуляторная батарея и генератор. Они работают в паре, дополняя друг дружку.
Хоть какой из этих устройств может на куцее время работать раздельно от второго. Допускается какое-то время проехать с неисправным генератором, до разрядки аккума. Также, искра в зажигании может поддерживаться только генератором, но появляется неувязка первого старта мотора – без АКБ коленвал не провернуть.
При этом согласованная работа будет нарушена не только лишь при поломке генератора. Если вырабатываемое напряжение отклонится от нормы, аккумулятор не будет заряжаться, а электросистемы автомобиля или не запустятся, или выйдут из строя.
Как проверить зарядку аккумулятора и работоспособность генератора мультиметром?
Для понимания процесса, рассмотрим устройство генератора:
Поломка хоть какого из компонент приведет к нарушению работоспособности всего агрегата. Для начала проверяется механическая часть. Снимать генератор не требуется, довольно снять со шкива приводной ручейковый ремень.
Прокрутите вал рукою, и удостоверьтесь в том, что ротор свободно крутится в подшипниках. При критичном износе щеток, будет слышен соответствующий скрежет.
Затем проверьте целостность и крепление кабелей питания и управления. Если зрительный контроль не посодействовал отыскать неисправность – предстоит проверка генератора мультиметром.
Для этой процедуры не нужен проф устройство со обилием функций. Довольно 3-х режимов: «прозвонка», «измерение сопротивления», «измерение напряжения».
Проверка генератора на автомобиле мультиметром
Есть методически верная последовательность проверки – от обычного к сложному.
Тестирование реле-регулятора
Этот модуль предназначен для поддержания неизменного напряжения (как это может быть) на выходе генератора. При движении автомобиля, скорость вращения вала генератора повсевременно изменяется.
Напряжение «скачет» в границах от 12 до 20 вольт. Регулятор ограничивает величину. От его работоспособности зависит не только зарядка аккумулятора. При скачках либо недочете напряжения все электрические блоки автомобиля работают неустойчиво, и могут просто перегореть.
Как прозвонить генератор ВАЗ 2107 ВАЗ 2106
Как прозвонить генератор ВАЗ 2107 ВАЗ 2106.
Как проверить генератор ВАЗ
Проверка генератора ВАЗ 2101-2107: 1. Проверка положительных и отрицательных вентилей выпрямительного блока….
Как проверить напряжение генератора при заведенном двигателе. Режим: «измерение постоянного напряжения», предел измерений: 20-50 вольт. Точки измерения – выходные контакты непосредственно на генераторе, или клеммы аккумуляторной батареи.
Напряжение должно быть в пределах 14-14,2 В, при любых оборотах коленвала. Попросите помощника несколько раз нажать на акселератор, а сами следите за показаниями.
Поверка генератора непосредственно на автомобиле видео.
Проверяем диодный мост
Если неисправность не обнаружена, придется разбирать корпус генератора.
Он расположен под вентиляционной крышкой, на тыльной стороне генератора. Конструкция своеобразная, но понятная даже для водителя без электротехнического образования.
Режим: «прозвонка». Диоды проверяются без выпаивания из схемы. Прозвонка в обоих направлениях. При этом «пищать» мультиметр должен лишь в одну сторону. Если ток не проходит вовсе, либо протекает в обе стороны – диод меняется.
Проверять проще относительно корпуса. Второй щуп касается изолированного контакта диода.
Проверяем ротор генератора
Если диодный мост в порядке, щетки на регуляторе напряжения не сточены, визуальных повреждений и загрязнений не обнаружено – смотрим ротор генератора.
Режим: «измерение сопротивления». Проверяем сопротивление между токосъемными кольцами обмотки возбуждения. Сопротивление разное для каждой модели генератора, общий принцип – величина не должна быть большой.
Затем «прозваниваем» отсутствие которого замыкания между обмотками и корпусом ротора. Оцениваем состояние витков.
Генератор автомобиля – энерго и температурно нагруженный прибор. Перемоткой обмоток должны заниматься профильные специалисты.
Последним проверяется статор
Как самая сложно демонтируемая часть агрегата. Его можно диагностировать лишь после извлечения из корпуса генератора.
В первую очередь традиционный визуальный осмотр. Проверяем целостность изоляции проволоки, отсутствие обрывов и следов обгорания. Затем в режиме «прозвонка» ищем короткое замыкание обмоток с корпусом статора.
Сопротивление должно стремиться к бесконечности. Если пробоев на корпус не выявлено – проверяем сопротивление всех обмоток. Их в генераторе три – система асинхронная. Величина сопротивления индивидуальна для каждой модели агрегата, но сопротивление всех обмоток в одном агрегате, должно быть одинаковым.
Последний этап проверки – контрольная цепь лампы на приборной панели. Сигнализация контролирует уровень заряда аккумуляторной батареи, а также исправность генератора и регулятора напряжения.
Схема не очень сложная, состоит из сопротивления определенной величины, диода и лампы.
Правильность работы этого узла порой зависит от качества пайки и окисла на контактах. Даже сопротивление спирали лампочки, учитывается при калибровке контрольной схемы.
Поэтому при замене лампы на светодиод, лампа часто загорается невпопад. Тут простым мультиметром не обойтись, требуется подключение диагностического сканера с возможностью моделирования неисправностей.
Проверка генератора не снимая с машины видео инструкция
Источник: /autointerline.ru/kak-proverit-generator-vaz-2106-multimetrom/
Как проверить генератор мультиметром
Генератор – одно из важнейших устройств автомобиля. Без него становиться невозможным нормальное функционирование всех блоков, узлов и приборов, которым нужна электрическая энергия. После запуска двигателя автогенератор включается на запитывание бортовой сети, а также на зарядку аккумуляторной батареи.
Важно следить и периодически проверять натяжение ремня генератора. От этого зависит не только срок службы самого ремня, но и нормальная зарядка аккумуляторной батареи. При неправильной регулировке ремень может проскальзывать, в результате чего будет вырабатываться недостаточное напряжение.
В такой ситуации аккумуляторная батарея не будет получать необходимый заряд и со временем может разрядиться (как правильно зарядить аккумулятор).
В случае возникновения каких-либо проблем с электропитанием первый вопрос, который встает перед водителем – как проверить работу генератора. Разумеется, идеальный вариант провести диагностику на СТО. Однако, например, если после длительной стоянки в гараже автомобиль не завелся искать не стоит сразу же искать трос для буксировки.
Ниже мы подробно расскажем, как проверить генератор обычным тестером (или, другими словами, мультиметром).
Для проверки нам понадобится мультиметр и, желательно, помощник (сосед, друг или даже, в крайнем случае, жена).
Стоит оговориться, что тестер, мультиметр и авометр – это фактически одно и то же устройство, различия заключаются лишь в дополнительных функциях.
Цифровой мультиметр
Схема авто генератора
Последовательность действий
- Сначала необходимо проверить реле генератора. Перенапряжение в бортовой сети автомобиля способно вывести из строя различные приборы. Для поддержания правильной разности потенциалов используется реле-регулятор. Подробно опишем, как проверить регулятор напряжения генератора.
Мультиметр переключаем в режим измерения напряжения. Заводим автомобиль. На клеммах АКБ или выходах генератора замеряем величину напряжения. Правильное значение должно быть в диапазоне 14-14.2 В. Нажимаем на акселератор (здесь понадобиться помощь помощника). Величина напряжение не должна измениться более чем на 0.5В.
Если значения замеренных параметров отличаются от приведенных, это говорит о неправильной работе реле-регулятора.
- Проверяем диодный мост, состоящий из шести диодов. Из них три можно назвать «положительными», а три – «отрицательными». Половина диодов имеет массу на аноде, а остальные – на катоде.
Для проверки переводим мультиметр в режим «звука». Если замкнуть контакты щупов, будет слышен писк. Проверяем каждый диод в обоих направлениях. Писк должен быть слышен только в одном. Если диод звонится в обе стороны – значит, он пробит и его нужно менять. Желательно в таком случае произвести замену сразу всего моста.
- Проверяем статор генератора. Данный блок выполнен в виде полого металлического цилиндра. Внутри уложена обмотка генератора. Для проверки нужно предварительно отсоединить от диодного моста выводы статора. Осматриваем состояние обмотки. Не должно быть подгораний и механических повреждений.
Переводим тестер в режим измерения сопротивления. Проверяем обмотку на пробой. С этой целью замеряем сопротивление между корпусом статора и любым из выводов обмотки. Значение должно быть как можно большим, в идеале – стремящимся к бесконечности. Если тестер показывает меньше 50 КОм – значит, автогенератор скоро выйдет из строя.
- Проверяем ротор генератора. Этот узел выполнен в виде металлического стержня, на который наматывается обмотка. На одном из концов стержня находятся кольца. По ним скользят щетки генератора. Извлекаем ротор и осматриваем состояние обмотки и подшипников. Проверяем мультиметром целостность обмотки.
Замеряем сопротивление между контактными кольцами. Его значение должно быть порядка нескольких Ом. В случае короткого замыкания (сопротивление около нуля) или обрыва цепи требуется замена ротора.
Данная инструкция поможет успешно выявить генератора неисправности в полевых условиях.
Вышеописанный алгоритм может с успехом применяться как на большинстве современных автомобилей, так и на отечественных ВАЗ 2106, 2107, 2114 и т.д. главное условие – напряжение бортовой сети 12В.
Также рекомендуем прочесть статью как проверить исправность генератора с помощью контрольной лампы.
Видео: проверка генератора мультиметром
Источник: /Avto-Life.com/kak-proverit-generator-multimetrom.html
Как Проверить Щетки Генератора Мультиметром
Как проверить генератор на работоспособность? Самостоятельная проверка и ремонт генератора
Генератор это типичная электрическая станция, обеспечивающая энергией все системы мотора: питания, остывания, зажигания, потому выход его из строя безизбежно повлечет за собой другие неисправности. Чтоб не допустить поломки, нужно систематически проводить его диагностику, а если проблем избежать не удалось, немедля чинить.
В этой статье мы побеседуем о том, как проверить генератор на работоспособность, не прибегая к помощи профессионалов. Но до этого давайте разберемся в симптомах его вероятных дефектов.
Основные признаки неисправности генератора
О том, что генератор вышел из строя, либо появились проблемы в его работе, подскажут последующие признаки:
- неизменное горение сигнальной лампы в виде красноватого аккума на приборной панели, что свидетельствует о том, что генератор не дает зарядки, либо производит ток недостаточной величины;
- повсевременно разряжающийся аккумулятор;
- перебои в работе электрического оборудования (узлы освещения и сигнализации, мультимедиа, отопления и вентиляции) при работающем движке;
- возникновение в салоне (моторном отделе) соответствующего подгоревшего аромата;
- лишний нагрев статора генератора;
- рокот (шелест, свист) генератора.
Возникновение схожих признаков суровый повод для того, чтоб провести диагностику. Для этого совершенно не непременно обращаться на станцию техобслуживания, потому что проверить генератор на работоспособность полностью может быть и своими силами, в особенности если вы имеете хоть мельчайшие способности воззвания с авто тестером. Но поначалу побеседуем об главных поломках.
Главные неисправности
Генератор может иметь неисправности как механического, так и электронного нрава. К ним относятся:
- выход из строя регулятора напряжения;
- неисправность диодного моста (выпрямительного блока);
- замыкание обмотки возбуждения ротора;
- замыкание обмоток статора;
- износ щеток;
- износ подшипников.
Дальше мы побеседуем о том, как проверить генератор на работоспособность без помощи других, исходя из присутствующих симптомов и вероятных дефектов.
Проверка регулятора напряжения
Регулятор предназначен для стабилизации вырабатываемого напряжения перед подачей на бортовую цепь автомобиля, в том числе и на аккумулятор для его подзарядки.
Найти его исправность без помощи других можно не по другому как проверить зарядку генератора, точнее, величину напряжения, подаваемого ним на клеммы АКБ. Зависимо от марки и модели машины оно может составлять от 13,5 до 15,5 В.
Потому до того, как проверить работу генератора на предмет исправности регулятора, нужно точно выяснить, какой вольтаж он должен выдавать. Эту информацию можно почерпнуть из управления по эксплуатации автомобиля.
Как проверить генератор мультиметром? Для этого переключите прибор в режим вольтметра и, соблюдая полярность, подсоедините его щупы к клеммам аккумулятора при неработающем двигателе. Нормальным считается напряжение в пределах 12-12,8 В.
Далее заведите мотор и повторите процедуру. Напряжение на клеммах аккумулятора должно вырасти до 13,5-15,5 В. Только в этом случае регулятор можно считать работоспособным.
Увеличение или уменьшения величины напряжения, наоборот, говорит о том, что он неисправен.
Как прозвонить щетки генератора ВАЗ 2107 ВАЗ 2106
Как прозвонить щетки генератора ВАЗ 2107 ВАЗ 2106.
Проверка щеток на сопротивление
Проверка щеток на сопротивление для получение зарядки у кого она отсутствует, щетки можно замерять любые.
Как проверить диодный мост генератора, не снимая его с автомобиля
Диодный мост выполняет роль своеобразного выпрямителя, преобразуя переменный ток, вырабатываемый генератором, в постоянный.
Обычно он состоит из шести полупроводниковых диодов, причем три из них являются положительными, три других отрицательными, т. е. первые пропускают ток в одном направлении, вторые в другом.
Проверка выпрямителя может осуществляться как при снятом генераторе, так и без его демонтажа. Рассмотрим оба варианта.
Перед тем как проверить диодный мост генератора, не снимая его, необходимо отсоединить от него и от регулятора напряжения все провода, предварительно отключив клемму массы от аккумулятора. Для начала проверим выпрямитель на короткое замыкание.
Включаем мультиметр в режиме омметра, присоединяем положительный (красный) щуп к выводу 30 генератора (плюсовой контакт моста), а отрицательный к корпусу генератора. У исправного выпрямителя показания прибора будут стремиться к бесконечности.
Если же сопротивление составляет несколько Ом, выпрямитель неисправен.
Теперь поговорим о том, как проверить диодный мост генератора на наличие пробоя. Начнем с положительных диодов. Опять подключаем положительный щуп к соответствующему контакту моста (вывод 30), а отрицательный — к болтам (скобам) крепления выпрямителя. Сопротивление при этом должно также стремиться к бесконечности. В ином случае один или несколько диодов пробиты.
Переходим к отрицательным полупроводникам. Красный щуп тестера присоединяем к болтам крепления выпрямителя, черный к корпусу генератора. Стремящееся к бесконечности сопротивление верный знак того, что диоды целые.
Проверяем обмотку ротора
Частой неисправностью автомобильного генератора является замыкание обмоток. Это может случиться в результате резкого скачка напряжения, попадания воды, износа щеток и др.
Так как проверить генератор мультиметром на предмет целостности его обмоток можно, лишь получив полный доступ к ним, потребуется демонтаж всего узла. Описывать этот процесс мы не будем, так как у разных автомобилей он отличается.
До того как проверить снятый генератор на работоспособность обмотки ротора, его, естественно необходимо разобрать.
После извлечения ротора находим на его валу контактные кольца. Их всего два. Включив мультиметр в режиме омметра, подсоединяем его щупы к этим кольцам. Прибор должен выдать сопротивление в пределах 2-5 Ом.
Это нормальные показатели для исправного ротора. Более высокое сопротивление свидетельствует о плохом контакте между кольцами.
В обратном случае, когда показания прибора приближаются к нулю, скорее всего, имеет место межвитковое замыкание.
Как проверить генератор на работоспособность обмоток статора
Переходим к статору. Он имеет несколько обмоток, каждую из которых необходимо проверять отдельно. Но перед этим нужно обязательно отсоединить провода, соединяющие выводы обмоток и диодный мост.
Щупы мультиметра, включенного в режиме омметра, поочередно подсоединяем к выводам каждой из обмоток. У рабочей обмотки сопротивление должно быть около 0,2 Ом.
Далее необходимо замерить сопротивление между общим выводом (нулем) статора и выводом любой из обмоток. Оно должно составлять не менее 0,3 Ом.
Износ щеток генератора
Если уж генератор был демонтирован и разобран, не помешает проверить и состояние щеток. Они могут выйти из строя вследствие длительной эксплуатации, или же в результате проблем, вызванных перекосом вала ротора. Если щетки имеют следы большого износа, нарушена их геометрическая форма, они подлежат замене.
Износ подшипников генератора
Автомобильный генератор имеет два подшипника. Один из них закреплен на валу ротора, второй запрессован в центральной части крышки.
Гул, свист, доносящийся со стороны генератора во время работы двигателя, это верный знак того, что какой-то из подшипников приказал долго жить. Сопутствующим симптомом может быть нагрев корпуса генератора.
Обнаружив эти признаки, поспешите заменить подшипники. В противном случае это повлечет перекос вала ротора или его заклинивание со всеми вытекающими последствиями.
Проверить подшипники можно, сняв ремень генератора и провернув рукой его вал. Если ротор вращается легко, без рывков и люфта, подшипники еще послужат. Если вращение затруднено, или у вала есть люфт, не тяните с заменой подшипников.
Источник: /avto-melvin.ru/kak-proverit-shhetki-generatora-multimetrom/
Как проверить генератор на машине не снимая
Генератор – это небольшая электростанция автомобиля. Он не только снабжает потребители энергией, но и восстанавливает заряд аккумулятора.
Несмотря на то, что производители аккумуляторов заявляют, что их батареи способны обеспечить работу двигателя и проехать «на АКБ» не менее 200 км, тесты показали, что ни одна батарея не «дотягивает» до заявленных показателей.
Поэтому, даже находясь в пределах города, при подозрениях о поломке генератора лучше сразу проверить его работу – иначе «севшая» из-за недостаточной зарядки батарея может воспрепятствовать запуску двигателя и сорвать тем самым планы на день.
Рассмотрим в общих чертах устройство этого узла, возможные его неисправности и их выявление на снятом генераторе, а также расскажем, как проверить генератор на машине, не снимая его.
Устройство генератора
Устройство генератора
На рис.1 наглядно изображён генератор в разобранном виде, рис.2 показывает его электрическую схему.
Принцип работы его прост – шкив генератора приводится во вращение при помощи ремня, надетого также и на шкив коленвала. На современных авто этот ремень обычно передаёт крутящий момент и на другие механизмы двигателя, поэтому его принято называть сервисным.
Реле-регулятор напряжения в современных генераторах компактно выполняется в одном корпусе со щёточным узлом для экономии места.
Вращающийся ротор, на обмотку которого через меднографитные щётки подаётся электрический ток (для создания электромагнитного поля), порождает ЭДС в обмотке статора, «плюсовой» вывод (на рис.2 «В») которой соединён с АКБ, а отрицательный – с «массой».
Естественно, что при увеличении числа оборотов двигателя возрастает и ток, вырабатываемый генератором. Чрезмерное напряжение может вывести из строя не только АКБ, но и большинство электрических приборов авто.
Поэтому в цепь обмотки ротора устанавливается регулятор напряжения, который ограничивает подачу тока на обмотку ротора и тем самым меняет напряжение, вырабатываемое статором.
Регулятор напряжения в современных генераторах выполняется в одном изделии со щёточным узлом, благодаря применению полупроводниковых ключей – более старые модели регуляторов были релейного типа и устанавливались отдельно – из-за громоздких размеров.
Диодный мост генератора служит для преобразования переменного тока в постоянный и, как видно из рис.1, устанавливается внутри генератора.
Неисправности генератора
Неисправный подшипник генератора
Поломки генератора можно разделить на две группы – механические и те, что характерны для электрических приборов. Механические поломки достаточно просто диагностируются при осмотре генератора и его привода.
Изношенные подшипники в самом генераторе и в натяжных роликах сервисного ремня выдают себя гудением, натяжение ремня контролируется обычно рукой. Сам сервисный ремень достаточно просто внимательно осмотреть на предмет трещин, расслоения, замасливания и т.д.
Поломки электрической части, как правило, требуют инструментального контроля (тестером, мультиметром, осциллографом) и могут быть следующими:
Самой распространенной неисправностью генератора является износ и заедание щёток.
- Износ и заедание щёток.
- Пробой или перегорание интегральной схемы регулятора напряжения.
- Неисправности диодного моста – перегорание или пробой его вентилей.
- Частичное или полное сгорание изоляции проводов обмоток ротора и статора.
Поломки могут привести не только к недостаточному напряжению, вырабатываемому генератором. Пробой схемы регулятора напряжения может, наоборот, способствовать тому, что весь ток, вырабатываемый генератором, будет поступать в бортовую сеть авто – а это может быть от 30 вольт и выше, что станет причиной перегорания электронных приборов и «выкипания» АКБ.
Проверка напряжения на аккумуляторе
Наиболее полную картину работы генератора даст осциллограф, но чтение осциллограмм требует специальной подготовки, а описание диагностики займёт много времени. Поэтому не будем описывать, как можно проверить генератор на машине осциллографом, а опишем более доступные способы.
Чтобы проверить генератор не снимая его, следует замерить напряжение на клемах аккумулятора при работающем двигателе — оно должно быть около 14 вольт.
Самый простой метод заключается в снятии клеммы с АКБ при работающем двигателе – если мотор после этого глохнет, значит, генератор не справляется со «своими обязанностями». Способ эффективный и наглядный, но он хорош лишь в том случае, если регулятор напряжения старого типа – релейный.
Современные полупроводники не всегда выдерживают скачка напряжения, а вентили диодного моста – работы без нагрузки, поэтому такая проверка может погубить исправную до этого электронику.
Лучше всего замерить напряжение на клеммах АКБ при работающем двигателе – оно должно составлять около 14 вольт (при отключенных мощных потребителях) на холостом ходу.
Кроме того, «недодающий» электричества генератор проявляет себя так:
- при движении с небольшой скоростью в темноте свет фар немного «подрагивает» — это неисправен регулятор напряжения;
- работа генератора сопровождается характерным «завыванием», которое усиливается при включении электроприборов, а свет фар при этом становится более тусклым – неисправен диодный мост;
- звук пробуксовывающего на шкивах сервисного ремня знаком почти всем. Проскальзывающий ремень также снижает производительность генератора.
Как проверить генератор без машины
Проверка щёток генератора
Не стоит спешить разбирать сразу весь генератор, снятый с авто. Износ щёток не является поломкой, скорее, их замену можно рассматривать, как своего рода профилактику. Проверить щётки генератора лучше всего, сняв их в сборе с регулятором – осмотр покажет не только, насколько они изношены, но и позволит выявить возможное их заедание.
Для того, чтобы проверить регулятор напряжения генератора, недостаточно использовать только тестер или мультиметр – нужно удостовериться, действительно ли он не допускает превышения напряжения, подаваемого на щётки – и через них – на обмотку ротора.
Для проверки реле-регулятора генератора выглядит примерно так (рис.3):
Проверка реле-регулятора напряжения
Но, используя в качестве источника питания обычный 12-ти вольтовый аккумулятор, Вы сможете лишь констатировать обрыв цепи (в случае перегорания интегральной схемы), если не загорится контрольная лампочка. Но если вместо АКБ Вы подключите регулируемый блок питания и подадите напряжение свыше 14,4 вольта, исправный регулятор должен запереть цепь, и лампочка не загорится.
Проверка диодного моста генератора
Чтобы проверить диодный мост генератора мультиметром, нужно включить прибор в режим проверки полупроводников – звуковой сигнал при подключенном в прямой полярности диоде скажет о том, что диод не перегорел. При подключении же в обратной полярности такой звук будет свидетельствовать о том, что диод «пробит». Но иногда неисправные диоды можно увидеть невооружённым глазом – случается, их разрывает пополам.
Если под рукой нет мультиметра для «прозвонки», выйти из положения поможет обыкновенная лампа накаливания.
Но если под рукой нет мультиметра, «прозвонка» моста с помощью лампы будет не менее эффективной.
Для проверки на обрыв обмоток ротора и статора, достаточно простого пробника с лампочкой, но выявить межвитковое замыкание можно лишь, замерив сопротивления омметром.
Но если обмотка статора сгорела, это можно установить по потемневшей изоляции и запаху гари.
Если Вы сняли генератор, но не уверены, что сможете полноценно произвести диагностику, можете отвезти его в специализированную мастерскую, где проверку произведут на специальном стенде.
Источник: /mytopgear.ru/interesting/ee/kak-proverit-generator-na-mashine-ne-snimaya/